Слоны и бабочки в Сайнябули
Надо сказать, что развлечения с участием слонов в Лаосе довольно распространены. Можно кататься на слонах, можно их кормить, можно их купать и так далее. И для этого вовсе не обязательно ехать так далеко, как мы. Но все эти слоны, как бы выразиться, в той или иной степени подвергаются эксплуатации, а это плохо сочетается с нашими пацифистскими взглядами. Ленка не выносит даже вида зоопарков и животных в клетках,и в будку на спине эксплуатируемого слона она ни за какие коврижки не полезет. А в Сайябору слоны гуляют на воле и в принципе не работают. В этом уже можно принять участие.
Добираться в Сайябору своим ходом — занятие неблагодарное, это я поняла, еще прочитав описание на сайте
Сначала на рейсовом автобусе, потом ночевка в городе, а утром тебя заберут представители питомника и отвезут на место. По деньгам, брать тур в Грин Дискавери выходило всего долларов на 10 дороже, чем добираться своим ходом, а по удобству и по времени вообще не сопоставимо, так что мы опять связались с турфирмой.
Утром у отеля нас ждал водитель пикапа. Отдельный пикап с кондиционером на нас двоих, офигеть можно. Путешествуем как настоящие буржуи. Выехали из Луанг-Прабанга, километров через 30 свернули на боковую дорогу и тут началось такое, о чем я до сих пор вспоминаю с содроганием. Не знаю, как по этому можно ездить на автобусе! Это вообще не дорога, это стиральная доска! Какой там асфальт, его там никогда не было! Просто грунтовка с ухабами и рытвинами, всю дорогу трясет и качает похуже чем на корабле в шторм, так что, я советовала бы захватить с собой таблетки от укачивания. Наш пикап трясся мелкой дрожью и дребезжал всем, чем мог, причем водила машину не жалел не стеснялся вдавливать педаль газа в пол. Мы оглохли и окончательно офигели, пожалуй, 90 километров пути в таких условиях сойдут за все 500!
По дороге у нас была замечательная возможность познакомиться с реальной, далекой от туризма, жизнью Лаоса. Охарактеризовать ее можно двумя словами: бедно и грязно. Люди живут в лачугах, построенных из чего придется, в основном из камней и пальмовых веток, большинство работает в полях, причем труд преимущественно ручной, я нигде не видела сельскохозяйственной техники. Живут, похоже, натуральным хозяйством и грязные все как черти. Но последнее вполне объяснимо — земля здесь такая. Я когда увидела себя в зеркале после зипов, сразу это поняла. В городах, где есть асфальт, еще ничего, жить можно, а вот в сельских районах от местной пыли никуда не денешься, даже если мыться по 3 раза в день, чем местные трудяги вряд ли занимаются.
Долго ли, коротко ли, мы приехали к Меконгу. У Меконга паромная переправа. Мост строится метрах в 100 ниже по течению, но пока еще далеко не построен, так что вся куча разномастных автомобилей и мопедов ломится на старенький паром, у нас такие же точно через Дон курсируют, так что все знакомо до боли. Только антураж немного другой — люди смуглее, и вода желтее. За паромной переправой дорога пошла получше, появились участки, где даже кладут асфальт. Наш водила сказал, что когда мы вернемся сюда через год, все уже доделают и откроют мост. Вот уж не знаю, год еще не прошел, а вдруг занесет меня нелегкая опять в Сайябору, и прокачусь с ветерком по новой дороге и по мосту над Меконгом. Поживем- увидим.
Ближе к вечеру, изрядно поплутав по каким-то полям, мы приехали наконец-то к озеру, где нас уже ждала лодка с одиноким туристом. Мы распрощались с водилой, договорились когда он нас заберет и отчалили. Турист оказался из Канады, звали его Жасмин (Джасмин то есть), общаться он с нами не захотел, поэтому мы оставили его в покое и стали наслаждаться окрестностями. Виды до боли напоминали среднерусские пейзажи, а лагерь для туристов, в который мы прибыли, больше всего был похож на стандартную лаосскую деревню, правда, значительно чище.
Начну издалека, с того, о чем мы узнали из экскурсий. Итак, этот питомник создан добрыми людьми из Европы и Америки, у которых слишком много денег, и они, вместо того, чтобы тратить свои состояния на приобретение яхт и бриллиантов, вкладывают их в поддержание популяции азиатских слонов в Лаосе. Дело, в общем то, благородное. Бедных слонов в этой стране все последнее время непрерывно уничтожали. Уничтожали бомбежками во время вьетнамской войны, уничтожали браконьеры и охотники, в общем, все, кому не лень. И в довершение ко всем слоновьим бедам, им не дают размножаться погонщики. Слон до сих пор является очень полезным животным в лаосской промышленности и сельском хозяйстве. Один день работы слона стоит денег, а если слониха рожает, то выбывает из строя как минимум на 3 года. Денег у погонщиков слонов вечно не хватает, а семьи хотят кушать каждый день, так что размножаться своим подопечным погонщики не позволяют, и слоны постепенно вымирают еще и таким образом. Организаторы питомника делают следующее: забирают беременных слоних к себе, холят их и лелеют, а погонщикам весь период декретного отпуска выплачивают их обычную зарплату. И погонщики сыты, и слоны целы. И все вокруг довольны.
Кроме собственно, одомашненных слонов, есть и дикие, за которыми тоже присматривают, защищают от охотников, подкармливают витаминами и лечат в случае необходимости. Вообще, классная идея, да и реализована, как оказалось, очень неплохо.
В целях поддержания штанов питомника, сюда возят туристов. Можно приехать на пару ночей, как мы, а можно и на неделю, или даже на подольше волонтером. Стоит это по местным меркам приличных денег, а волонтеров и туристов приезжает много, так что, похоже, мероприятие во многом самоокупается.
Для туристов стоят маленькие домики типа “плетеный сарай из бамбука”, с вполне приличными кроватями, душ общий, столовая общая, трехразовое питание (опять эта странная лаосская еда!) и всякие приятности типа беседки для наблюдения заката и вечерних выездов на лодке для купания в озере. Это все, не считая развлечений, связанных непосредственно со слонами.
Развлечения со слонами — отдельная тема: можно за ними наблюдать, можно с ними гулять и на них кататься, можно смотреть как их укладывают спать и как купают. Все в присутствии личного слоновьего махута (т.е. погонщика).
И еще, самое прикольное, можно пройти краткий курс погонщиков слонов и даже получить об этом диплом.
Мы провели в питомнике почти три дня, и у нас сложилось ощущение, что самый занятой человек в этом раю — девушка-ветеринар. У нее единственной все время есть какие-то дела: с утра она идет осматривать слонов в лес, после обеда к ней кого-нибудь из них приводят для более детальных осмотров или она возится в лаборатории, вечером проводит экскурсии по своему хозяйству. Все же остальные, включая погонщиков, ведут размеренную, не обремененную тяжелой работой жизнь, выгуливая время от времени туристов или убирая мусор на территории. При этом, в питомнике трудится в основном молодежь, так что все мероприятие очень сильно смахивает на пионерский лагерь с облегченным режимом пребывания.
Совсем забыла про бабочек. Их здесь почему-то очень много и в связи с большим количеством свободного времени, я их часто фотографировала. Наиболее удачные кадры представляю здесь и буду признательна, если кто-нибудь поможет мне их опознать, ибо энтомолог из меня никакой.