Раздача подаяния монахам в Луанг Прабанге. Альтернативное мнение
В целом, утренняя раздача подаяния монахам — явление весьма обыденное во всем Лаосе, но почему-то именно в Луанг-Прабанге оно вызывает нешуточный ажиотаж.
Смотреть на церемонию туристы приходят исключительно в одно место на центральной улице. Гости отдаленных отелей даже приезжают туда на такси. И это удивительно, ибо все то же самое можно увидеть у ворот любого другого монастыря, коих в городе не мало.
В Луанг Прабанге мы поселились прямо напротив места туристического сбора, так что за утренним завтраком увидели все шоу собственными глазами и во всех подробностях.
Само мероприятие, вернее то, что при этом вытворяют туристы, повергло меня в шок. В отличие от многих других стран, в Лаосе традиция раздавать подаяние монахам, хорошо сохранилась и всерьез процветает до сих пор по всей стране, а не только в Луанг-Прабанге. Монахов в стране много, всем им что то нужно кушать, при этом монахи имеют право жить исключительно на собранное подаяние.
Лаосских мальчиков отправляют в монастырь ради получения образования, взрослые мужчины часто уходят в монастырь сами, и это не является чем-то из ряда вон выходящим. Дело в том, что в лаосский монастырь не обязательно уходить на всю жизнь, поэтому по-моему он больше похож на санаторий для мужчин, уставших от бытовых трудностей. В России в таких случаях принять уезжать на рыбалку или уходить в запой, в Лаосе — в монастырь, вот и вся разница. Можно уйти, к примеру, на два-три года, а потом вернуться обратно жене и детям. Вопрос, на что им жить все эти три года, остается открытым и, видимо поэтому, лаосские женщины вовсе не нежные фиалки и чем-то напоминают мне русских: все делают сами. Может быть это наследие советского строя при котором женщина — это друг, товарищ и брат. Хорошо это или плохо — не берусь судить, просто как есть, так и есть.
На рассвете монахи выходят из ворот монастыря и гуськом идут по обочинам, а женщины, сидят на коленях вдоль дорог и подают им еду и мелкие деньги. Судя по тому, что кладется в чаши для подаяния, питание монахов весьма незавидное: в основном эти рис и какие то печеньки-шоколадки в блестящих бумажках.
Туристы начинают собираться на рассвете. Вслед за туристами подтягиваются тетеньки, торгующие едой для подаяний, тук-тукеры, продавцы экскурсий, частные гиды и прочие личности, которые не прочь облегчить туристический кошелек на пару-тройку долларов. В результате на небольшой тихой улице собирается целая демонстрация.
Это состояние улицы «до» и "после
"
Это состояние улицы "во время
"
Некоторые туристы желают принять участие в церемонии: их облачают в полотенце через плечо, выдают им подушечку под колени и подаяние, которое можно пожертвовать. Остальные туристы разминают объективы фотоаппаратов и видео-камер и нарезают круги по улице. В момент, когда цепочка монахов выходит из ворот, вся эта толпа бросается вперед, расталкивая друг друга, и начнает снимать. Одни тычут объективами монахам прямо в лицо, другие принимают нелепые позы и пытаются сфотографироваться на их фоне, как будто это не живые люди, а какой-нибудь барельеф. В целом все немного похоже на то, что происходит, когда какая-нибудь звезда пробирается от своей машины до входа в отель. Только у монахов нет охранников и девчонки при их появлении не визжат. Если честно, я очень монахам сочувствую. Проходить через этот строй через каждое утро — очень сомнительное удовольствие! Наверняка им хочется не идти вперед, смиренно опустив глаза, а взять бейсбольную биту и раскидать всех этих бесцеремонных зрителей в разные стороны. Впрочем, смирение, это как раз то, к чему монахи должны стремиться.
Зафотографированные монахи скрываются за поворотом, и через 5 минут улица волшебным образом пустеет. Все продавцы, гиды и тук-тукеры уходят вслед за туристами и до следующего утра здесь стоит тишина.
Так что, церемонию раздачи подаяния монахам конкретно в Луанг Прабанге считать чем-то особенным, ради чего стоит далеко ехать, не стоит. Если вам приспичило встать пораньше, лучше сходите посмотреть на рассвет.