Один мой день в яхтенном походе из Черногории в Албанию
День, о котором я хочу рассказать, был частью моего подарка самой себе на день рожденья. Подарком стало обучение в яхтенной школе, в этот день мы с другими курсантами и инструкторами отправились в учебный поход из Черногории в Албанию и вот что из этого получилось.
Подъем сегодня несколько... ну, можно назвать его очень ранним. Час ночи. Я выползаю на палубу из душной каюты. Голова немного ватная после шести часов сна рядом с работающим двигателем, но быстро прихожу в себя. Вокруг красотища — только море, волны и луна. Накануне я предусмотрительно залегла спать в 7 вечера и сейчас бодрячком. Моя вахта с часу ночи до 5 утра. Ветра почти нет, мы моторим со скоростью 5 узлов, качка умеренная, отличное время, чтобы научиться держать яхту на курсе.
Со мной на вахте наш инструктор Рома. Изучаем МППСС 72 на практике. Далеко впереди, по левому борту, движется большое судно, пытаюсь разглядеть на нем ходовые огни, чтобы определить, что это такое вообще, но оно светится как плавучий ресторан, так что различить детали невозможно. Рома говорит, что разглядел в этом великолепии маленький зеленый огонь, значит движется направо. Нда... на учебных картинках все выглядело несколько иначе...
По идее где-то в этом районе должна быть система разделения движения (СРД), по которой ходят большие суда, но судя по навиониксу, до нее еще 6-7 миль, а до судна не больше двух. Черт его знает, что это такое и куда оно идет. Просто так, на автомате, открываю карту maps.me в телефоне и обнаруживаю, что мы пересекаем маршрут паромов из Дурреса, который на навиониксе никак не обозначен. Вот оно что, оказывается! Паром движется быстро, столкновение нам явно не грозит. Я встаю за штурвал, Рома уходит готовить кофе. К тому времени как мы дотарахтели до пересечения курсов, судно было уже далеко справа и тут обнаружилось, что их вообще-то два. Просто одно, поменьше, пряталось за большим. Вот тебе и МППСС 72. Болтаем о разном, я рулю, через час Рома уходит спать, а ему на смену из темноты каюты выныривает мой соратник по учебе, курсант Дима.
Дима тоже поболтал со мной немного, принес попить, рассказал, что пока я спала, к нам на борт запрыгнула летучая рыба! Блин, я и не знала, что в Адриатике летучие рыбы водятся. Ну почему я этого не видела, а? Хорошо хоть фоточка осталась:
Через некоторое время Дима закутался в спасжилет и мирно задремал в кокпите. Вот здесь, на этой фотографии он внизу справа, но, по объективным причинам, его не видно. Вообще, с борта движущейся яхты очень трудно фотографировать ночью: море качается, яхта качается, все смазывается. Так что извините, чем богаты. После рассвета будет больше фотографий.
Я не стала его будить, пусть поспит, пока есть такая возможность. Стою, рулю, голова пустая как космос, минуты одна за другой бесшумно уплывают в вечность. Прошла через пустынную СРД и огни Дурреса остались за кормой, пять утра, моя вахта подошла к концу. Хочется дать всем поспать подольше, жалко всех, не выспались же не фига, но ничего не могу с собой поделать, глаза просто слипаются, продержалась еще 15 минут и все, поняла, что надо идти досыпать, день предстоит бурный, силы мне еще самой понадобятся.
Растолкала Диму, передала штурвал и пошла будить Пашку, а сама залегла на его место. Мерно урчит двигатель, будильник на 7:35, но это просто смешно, я-то знаю.
Будильник на 7:35, ясен пень, меня не разбудил. Проснулась я позже от восхитительного запаха шкворчащей яичницы, проникавшего сквозь закрытую дверь каюты. Первым порывом было срочно присоединиться, но передумала и осталась дремать дальше, потому что пока я дрыхла, поставили паруса и тарахтящий дизель наконец заткнулся. Вот что с людьми море делает, даже от еды отказываются ради сна. Встала в 8:40. Ну да, не досталось мне яичницы, зато у меня есть чай с печеньками и это прекрасно!
Погода чудесная. Пашка стоит за штурвалом как ни в чем не бывало. Но очки снял и видно, что все, рубит его, даже не смотря на яичницу. Ушел вниз досыпать, мы в Ромой остались рулить до Влеры. Смотрю на навионикс, нам уже совсем немного идти, 13 морских миль.
Пока особо делать нечего, тренируюсь вязать морские узлы. Вообще, это засада какая-то. Я — человек, который умеет шить все, от пальто до трусов, взять крючком, спицами и даже бананами, вышивать всеми возможными швами и даже немного умеет ткать ковры. А вот морские узлы мне не давались до последнего. Один раз получилось, а через пять минут забыла и сижу, вспоминаю заново! Но этом утром все вроде прошло неплохо. Беседочный:
(спойлер: к вечеру я опять забыла, как его взять)
Берега Албании на подступах к курортному городу Влёра на удивление пустынны: никаких отелей, вилл и так далее. В любой другой стране большая часть берега была бы застроена, а тут одни заводы, да деревушки вдалеке.
И никаких кораблей. За все время пути встретили пару рыбаков и все. Говорят, до недавнего времени гражданам Албании было запрещено иметь частные лодки, чтобы никто не мог уплыть из страны. Не знаю, правда или нет, но похоже на то. Зато море чудесного цвета, искрится под солнцем.
Кажется, пора появиться автору этого поста. Это я, снова за штурвалом.
К 12 часам дня все участники похода окончательно пришли в себя и собрались на палубе. Слева направо: Рома, Дима, Паша.
Влера уже перед нами.
Издалека видно, что цивилизация здесь есть, хотя не совсем понятно, какая.
На самом деле, раньше, в славные доковидные времена, курсанты школы ходили через Адриатику, в Италию. В 2020 такие походы прекратились по всем известным причинам и до этого момента дальше черногорского Улициня учебные яхты не ходили. Так что Албания стала маленьким приключением не только для нас, но и для наших инструкторов. Всем страшно любопытно, как оно там, в Албании, с моря. Ну а нам еще любопытнее, мы-то в Албании раньше не бывали и врядли еще когда окажемся.
Снова встаю за штурвал. Мне, как самой отстающей, еще предстоит швартоваться, хотя меня лично терзают смутные сомнения насчет целесообразности учебной швартовки в Албании. Прибываем мы в обычный морской порт, не в марину, черт его знает, есть там вообще для нас удобное место. Собственно, мои опасения полностью разделяет Рома, поэтому он на чеку и явно нервничает, что не удивительно, учитывая то, сколько проблем я доставила ему во время учебы. Но он-то на работе, ему положено. А я не нервничаю почему-то совершенно.
Вхожу в порт, направляюсь к причалу. Блин, так и есть, пирс высоченный, с борта нашей яхты на него даже не залезть! Мужики на пирсе что-то кричат нам по-албански и размахивают руками. Ну елки зеленые, это рыболовные лески! Валим отсюда по добру по здорову, леска для винта — кранты. Если засосет в винт, останемся без двигателя! Рома берет управление на себя, я остаюсь на моторе. Сейчас немного не до учебы.
С другой стороны нам сигнализируют, что причаливать надо сюда, под бок к огромному парому. Разворачиваемся, едем. Краем глаза замечаю, что в порт заходит вторая наша учебная яхта, Виктория. И как мы умудрились ее обогнать? Она вышла из Черногории раньше, и экипаж у нее поопытнее, там ребята все повышают квалификацию, не то что мы, недоучившиеся баребоат шкиперы.
Ура, новое место оказалось получше. Для швартовых здесь предусмотрена какая-то странная резиновая конструкция, но хоть на берег сойти можно без проблем. На берегу нас ждет местный агент, помогает швартоваться. Через него мы оформляем заход и отход из Албании. Самостоятельно почему-то это сделать нельзя. Привязались наконец с помощью лома и какой-то матери. Мы назвали эту дивную композицию «швартовка раком».
На часах 13:20 и доблестный экипаж яхты «Плюс Минус» в полном составе приветствует землю Албании!
На второй лодке инструктор Слава, он учил нас на первой неделе. Прикалываемся, что мол сейчас у него крутые курсанты и теперь он с нами даже не хочет фотографироваться.
Ждем оформления, осматриваемся. Окрестности выглядят, прямо скажем, немного уныло:
Воды на причале нет, электричества нет, заправки тоже нет. Похоже что принять душ удастся теперь только в Черногории, через двое суток. И свет тоже придется экономить. Вот такая она, суровая яхтенная жизнь. Пока ждем, обедаем тем, что захватили с собой в дорогу.
Наконец нам вернули документы. 15:00. Итак, теперь мы официально в Албании. Отправляемся на прогулку всей толпой, на разграбление города у нас есть примерно семь часов.
Плакат на входе в терминал. Если вы хотели узнать, как выглядит албанский язык, то теперь вы это знаете:
Я сначала подумала, что это про ковид, но оказалось, что плакат предостерегает прибывающих от покупки мяса на рынке и напоминает, что необходимо мыть руки, особенно после контакта с больными животными. А вот с ковидом внутри Албании, судя по всему, все спокойно.
Для интересующихся: въехать в Албанию на сегодняшний день россиянам можно без визы. Для въезда требуют ПЦР или сертификат о вакцинации на английском. Из ковидных ограничений — комендантский час с 23 ночи до 6 утра. Не знаю, как ограничение передвижений в ночное время, когда все и так спят, помогает бороться с ковидом, но видимо мера достаточно эффективна, потому что маски никто не носит вообще нигде, их не носят даже в пунктах сдачи ПЦР тестов. Человек пять с масками я встретила за все время пребывания в Албании.
Однако все равно немного тревожно. В новостях летом мелькала новость, что одного туриста в Албании застрелили за то, что он нарушил комендантский час. Впрочем, мы понимаем, что задолго до наступления комендантского часа будем дрыхнуть в своих каютах без задних ног.
Ушли мы от порта не очень далеко. Прежде чем совершать подвиги, необходимо удовлетворить базовые потребности организма, самой важной из которых сейчас для нас является вайфай. Забурились в ближайшее кафе и зависли. К вайфаю подавали кофе, пиво, мороженое и прохладительные напитки.
Мороженое, кстати, оказалось так себе. Очень было похоже на то, которое продавали в парке аттракционов в моем далеком детстве, немного водянистое. Кофе тоже оказался так себе, если честно.
Парк аттракционов, кстати, обнаружился совсем рядом, ребята было кинулись к машинкам, но все оказалось наглухо закрыто. Печаль.
Во время прогулки по центральной улице на меня ностальгия нахлынула. Город Кропоткин Краснодарского края образца 1989 года. Немного получше конечно местами, но в целом очень похоже.
Обратите внимание на левую часть кадра: оригинальное и радикальное решение для предотвращения заезда автомобилей на тротуар в районе пешеходного перехода.
Не знаю, как для вас, а для меня одним из любимейших развлечений в новом месте всегда является посещение супермаркета или рынка. Я могу час там проторчать, разглядывая незнакомые продукты. Особенно доставляют азиатские супермаркеты конечно, в Европе, даже Восточной, в супермаркетах не так интересно. На этот раз мне толком не дали ничего осмотреть, но просто для примера, фотографии некоторых полок с ценами. Цены в местной валюте, леках. 1 лек = 70 коп. Паста Барилла — 70 руб. за упаковку. Кетчуп и консервированные томаты — 120 руб. Мука — 40 руб. за кг, рис — от 50 до 110.
Вообще очень много всего итальянского. Я лично в албанском супермаркете зацепила несколько кусков настоящего итальянского пармезана и привезла на Родину. Ура, продержусь на нем еще некоторое время. Итальянцы — основные инвесторы в Албании. Вкладывают деньги в инфраструктуру, развивают турбизнес. Итальянская военная база находится на острове недалеко от Влеры. Основной иностранный язык в этих краях — итальянский, а не английский.
Цены на пиво. Местное — в районе 50 руб. за бутылку, импортное — 100-140 руб. Местное, как мне сказали дегустаторы, оказалось так себе.
Кстати, если нет местной валюты — не беда. Во всех местах, включая супермаркеты, принимают евро.
В одном из скверов на главной улице было зафиксировано скопление местных мужиков возраста ближе к пенсионному и выше. Присмотрелась, а это они здесь в картишки режутся!
Влерский театр оперы и балета имени Петро Марко. В нем даже какое-то представление идет, судя по афише. Интересное здание, судя по внешнему виду, построено в начале ХХ века, в центре города таких мало.
Мелкая торговля:
Еще в одном парке найдены чудесные ретро-шахматы. Кажется, в них играют так: игроки сидят на высоких табуретках по краям поля и командуют помощникам какую фигуру куда двигать. В чем прикол такой игры, мне не понятно, но что-то в этом есть. В послеобеденный час, в тени деревьев, вальяжно развалившись на кресле и попивая морс, раздавать указания с высоты своего положения...
В этом месте все временно разделились по интересам, у всех нашлись какие-то важные дела: кому вайфая не хватило, кому зубную щетку купить, кому ПЦР сдать. Договорились встретиться на набережной. Путеводители обещали там обилие ресторанов и ночных клубов.
Наш экипаж отправился в сторону набережной и уперся в стройку, чьи грандиозные масштабы позволяют предположить, что примерно через год здесь будет настоящий парадайз с казино и фонтанами. Ну, в крайнем случае, через два.
А пока редкие гуляющие типа нас пробираются сквозь пыль и завалы строительного мусора.
На краю стройки приютилось неприметное двухэтажное здание. Выглядит очень скромно, но на самом деле именно в этом здании Албания обрела независимость (чтобы после этого скатиться в дебри социализма и изоляции от окружающего мира и готовиться к войне со всеми).
Перешагивая через обрывки арматуры мы выбрались наконец к морю. Набережная оказалась неожиданно великолепной: отличный вид, аллея пальм вдоль моря, велодорожка, куча ресторанов на любой вкус и кошелек.
Если закрыть глаза на некоторые детали, можно почти подумать, что мы оказались в каких-нибудь Каннах.
Местные жители приходят сюда посмотреть на закат и помочить ножки в море
А посмотреть есть на что:
Приличный пляжик тоже имеется. Вода прозрачная.
А мы тем временем наконец собрались в кучу и решили поужинать. Никто из нас не знал, что тут в Албании едет. Место выбирали старым дедовским методом, по популярности среди локального населения. В этом заведении основным блюдом была козлятина, приготовленная на вертеле.
Ниже представлены цены на козла (1250 руб. за кг) и прочее мясо, но особый интерес представляет все-таки винная карта. Первый раз в жизни такое вижу.
Наверное говоришь, что хочешь бутылку за 5000 лек, а официант тебе рассказывает, что у них есть за эти деньги. А может быть и наоборот. За любую цену тебе принесут одно и то же вино, но если ты заплатил за бутылку 1000 лек, будешь думать что оно дешевое, а если 10 000, что дорогое. В общем, как у них там все устроено, мы так и не узнали, поскольку вина никто не захотел.
Дождались мы нашего козла и дружно навалились на еду. Могу сказать, что было вкусно, однако в Чили козлятину готовят лучше.
Налопались и начали плавное движение в сторону своих яхт. У нас подъем в 5:30, старт в 6 утра. Надо успеть поймать ветер. На улице движ, не похоже что скоро наступит комендантский час. Народ основательно окопался в ресторанах и активно фланирует по набережной.
На этой фотографии не очень видно, какие именно толпы гуляют, но народу много. Туристов тоже не мало. Я все время думала, кто знает вообще про эту Албанию и едет туда отдыхать? Оказалось, кому надо, те знают и давно уже приехали.
По дороге на яхту заруливаем в овощной, прикупить фруктов в дорогу. Фрукты — это очень удобно во время качки, их готовить не надо! И снова о ценах. Чтобы не утомлять читателей, выкладываю только одну фотографию . Яблоки — 48 руб. за кг, лимоны — 125, нектарины — 90, помидоры — 40, огурцы — 35.
Перед тем, как отойти ко сну, интересуюсь местной погодой. Во Влере с 21 по 27 сентября солнечно и тепло. Я бы даже назвала эту погоду идеальной.
В 22:30 у меня наконец наступил отбой. Все остальные давно уже спят, только я одна задержалась на причале, чтобы сфотографировать вид на ночную Влеру.
Ну а на рассвете мы отправились в обратный путь в Черногорию, днем прокатились с ветерком под парусом и ночью попали в жестокий шторм. Можно сказать, нам повезло познать все прелести яхтенных путешествий за две короткие недели обучения, но это уже совсем другая история.