Цзючжайгоу
Цзючжайгоу — национальный парк на самой окраине провинции Сычуань, места там малонаселенные, еще немного и уже Тибет. Название, конечно, — язык сломаешь, я сначала и прочитать его толком не могла, а потом втянулась. Научилась даже произносить его так, что китайцы понимали (высший пилотаж!).
Мало кто из иностранных туристов до него добирается. В основном все едут в Пекин, смотрят на Великую китайскую стену и на терракотовых воинов в Сиане. Более продвинутые добираются до Гуйлиня и Чжанцзяцзе. А Сычуань — он далеко, на другом краю огромного Китая.
Но если уж турист доехал до Сычуаня, то это пропустить это место — настоящее преступление. Потому что, ну как можно пропустить такую красоту?
Главная фишка парка — это уникальное сочетание разноцветных озер, водопадов и гор. Да, всего этого много и в других местах планеты, но чтобы столько всего сразу и в одном месте на относительно небольшой площади одной долины — это большая редкость. От обилия великолепных пейзажей и их отражений со всех сторон легко потерять голову.
Бирюзовая и зеленая вода озер, такая прозрачная, что в ней видно все до самого дня. Белоснежные вершины, отражающиеся в этих озерах. Нужно быть поэтом, чтобы по-настоящему описать всю красоту этого места, а я вот, увы, не поэт.
Маршрут по парку очень длинный, пройти его пешком за один день не реально, да и за два дня, пожалуй, тоже. Долина имеет форму буквы Y, от входа до правой крайней точки 40 км, до крайней левой 30. Плюс путь в гору, плюс 3300 м высоты над уровнем моря. Для комфорта пешеходов здесь сделано все, но мало кто может выдержать однодневный поход хотя бы в одну сторону.
Обычно все советуют садиться на автобус, доезжать до крайней верхней точки справа, а оттуда спускаться вниз до развилки, потом снова вверх налево, потом вниз, на выход. Мы же пошли другим путем. Рассудив, что все ездят-ходят примерно одинаково, решили начать со средины, потом уже сесть на автобус, доехать до крайней правой точки и дальше ходить как все. Тем самым мы выпали из потока и смогли попасть в самые красивые места в то время, когда там почти никого не было, несмотря на первомайские праздники, которые в Китае тоже являются выходными.
Рано утром приехали в парк, к самому открытию. Сели на автобус, доехали до развилки буквы Y в точке 1 и пошли пешком. В этот ранний час мы были там одни и успели налюбоваться этими местами вволю в гордом одиночестве. Первые туристы начали прибывать как раз когда мы оттуда уходили.
Китайцы вообще не любят ходить пешком на отдыхе и это нам только на руку.
Дошли пешком примерно до озера Панд (точка 2), поняли, что такими темпами мы ничего посмотреть не успеем и сели на автобус. Доехали до точки 3 . Лес решили пропустить, он слишком далеко, спустились вниз пешком обратно до точки 2.
Сели на автобус и уехали в самый конец левой ветке, в точку 4.
И оттуда пошли вниз пешком неспеша.
Примерно после пятицветного озера еще кусок пути до развилки в точке 1 проехали на автобусе. Там везде красиво, но сезонные озера в мае были сухими.
В точке 1 вышли и потопали вниз до упора. Упор упал примерно ко времени закрытия парка. Тогда и ноги уже не ходили, и солнце клонилось к закату. Вообще, этот участок от точки 1 до точки 5 очень красив, но его многие пропускают, потому что к этому времени у всех уже заканчиваются силы.
Входной билет в Цзючжайгоу стоит дорого, на сегодняшний день 165 юаней (около 2000 руб.) в пиковый сезон, раньше было еще дороже. И когда попадаешь внутрь, сразу понятно, почему так дорого. Во-первых это автобусы и асфальтированные дороги для них, во-вторых деревянные дорожки везде, их там наверное километров 100, в-третьих уборщики, которые ежеминутно подбирают каждый брошенный туристами фантик. Могу себе представить, сколько стоит поддерживать все это хозяйство в работоспособном состоянии.
Кстати, добраться до Цзючжайгоу даже из Чэнду, столицы провинции, тот еще квест. Это отдаленный горный район, дорог там не много, аэропортов еще меньше, а железной дороги нет совсем. Поэтому у туристов есть на выбор только два варианта.
Вариант 1: ехать на автобусе не дорого (около 700 руб. в один конец), но долго (10 часов). В принципе, ничего страшного, переезд мы перенесли легко. По дороге много остановок для разминки ног и пейзажи за окном красивые. Хотя вот не все его легко переносят: горные дороги, серпантины, повороты. Для тех, кого укачивает, в салоне ставят специальные ведра, чтобы результат укачивания попадал именно в них, а не летал по всему салону. Но на нашем рейсе, к слову, никого так и не укачало.
Вариант 2: лететь на самолете из Чэнду быстро (2 часа), но дорого (10-15 тыс. руб. туда-обратно) + брать такси из аэропорта (еще полтора часа в один конец). Из аэропорта так же ходят какие-то автобусы, но с ними все так сложно, что разумнее плюнуть и взять такси.
Тем не менее, я считаю, место стоит всех этих сложностей. Если честно, когда я сейчас открываю папку с фотографиями из Цзючжайгоу, у меня до сих пор дух захватывает, хотя в там была, все видела, все пощупала и миллион раз на эти фотографии смотрела.
Тем более что совсем рядом, буквально по дороге в аэропорт, есть еще одна красивая местность — Хуанлун, которая выглядит примерно так (фото для затравочки):
И еще одно важное и печальное дополнение. Все мои фотографии сделаны в Цзючжайгоу в мае 2017, а уже осенью в этом районе произошло сильное землетрясение. Некоторые водопады были разрушены, озера ушли под землю. После этого землетрясения парк был закрыт года полтора, в нем проводились восстановительные работы. Зная китайцев, они скорее всего просто отстроили все заново из бетона по фотографиям, не знаю. Большая часть наверное все ж таки осталась на месте.
Сейчас парк принимает туристов. Есть определенные ограничения для иностранцев из-за коронавируса, но это однажды закончится и можно будет приехать снова.
Свежую информацию по посещению парка лучше смотреть на
А еще лучше, подпишитесь на страничку