Фестиваль Тат Луанг в Лаосе
Поехать на какой-нибудь праздник или фестиваль в новой стране — всегда хорошая идея. Это отличная возможность увидеть страну изнутри, немного больше, чем простой турист, понять ее жителей и гарантия массы положительных эмоций и впечатлений. Про тайские Лои Кратонг и Сонгкран знают все, кто хоть немного интересуется азиатской культурой, а вот про большой праздник Тат Луанг в соседнем Лаосе никто особо не слышал. Но Лаос вообще обделен вниманием публики, об этом я уже писала здесь.
Несколько лет назад мне повезло попасть на Тат Луанг и я даже не знаю, почему я до сих ничего не рассказала о нем. Но, кажется, наконец пришло время это исправить.
Тат Луанг — название ступы во Вьентьяне, главного религиозного сооружения страны и местом проведения фестиваля становится огромная площадь вокруг нее. Именно этот Тат Луанг появляется в поисковиках в первых строчках по такому запросу и понятно, почему сам праздник называется точно так же.
А тот Тат Луанг, о котором хочу рассказать я — фестиваль Большой ступы, проходит ежегодно в конце октября — ноябре, точная дата определяется по лунному календарю (полнолуние последнего, 12-го лунного месяца) и каждый год меняется.
Фестиваль длится три дня. Для Лаоса это едва ли не самый главный праздник в году, такой лаосский Новый год. На празднование съезжаются люди со всей страны, а уж жители самого Вьентьяна присутствуют на нем обязательно. С нами в самолете из Паксе на праздник летела целая группа монахов, в том числе один совсем пожилой, который с трудом передвигался. Я тогда еще подумала, если событие заставило этого человека осуществить такое далекое путешествие, то оно действительно важное.
Нам удалось побывать на фестивале на второй и третий день, первый мы не застали.
Второй день начинается с парада, в котором принимают участие и чиновники и монахи в традиционных нарядах. Такой вот, оригинальный тандем коммунистической партии и буддизма, одно другому нисколько не мешает. С ними идут музыканты, танцоры и певцы, люди, которые несут богато декорированные конструкции, привезенные со всей страны. В том году их было около 200. Процессию мы пропустили, потому что ничего про нее не знали, о чем жалею до сих пор.
Тут надо бы поподробнее объяснить, что за конструкции. Как они называются на лаосском, я не знаю, но англоговорящий лаосец назвал это восковым замком. Хотя, если честно, на замок это мало похоже. Это такая пирамида, украшенная восковыми и живыми цветами, свечами и золотом. Вот они тут у меня на фото.
А обычные граждане строят пирамиды поменьше, украшают их аналогично, но еще к декору добавляются денежные купюры разного достоинства. Я так поняла, чем пирамида выше и чем больше на ней купюр большого номинала, тем круче. Для таких случаев даже существуют специальные банкноты номиналом 50 000 кип, светящиеся в темноте. Естественно, не настоящие, но кого это волнует, главное чтобы смотрелось эффектно. У простых людей пирамидки поменьше, часто без денег. А некоторые и вовсе ограничиваются цветочком и свечкой, завернутой в банановый лист.
Девушки с простыми восковыми замками
Здесь восковые замки тоже довольно простые, но в комплекте идет чаша, о которой будет подробнее в следующем посте
Пример восковых замков среднего размера
Девушку с совсем скромным восковым замком в руках фотографирует муж
А вот эти ребята постарались на славу, обратите внимание, как они довольны
Пример большого воскового замка, который одному человеку никак не унести, поэтому еще несут аж четверо на носилках. Подношение от какой-нибудь большой семьи или деревни
Все это богатство с помпой проносится по городу под музыку и танцы, прибывает в Тат Луанг, три раза проносится вокруг центральной ступы и расставляется по периметру. Зажигаются свечи и ладан, произносятся молитвы. Следом за главной процессией идут обычные граждане со своими маленькими пирамидами, тоже делают три круга, оставляют их у подножья, зажигают свечи и молятся.
Такие пирамиды считаются хорошим подношением Будде. По легенде, однажды обезьяна подарила Будде мед и тем самым настолько почистила свою карму, что в следующей жизни возродилась человеком. Отсюда и возникли желтые восковые цветы в пирамидах, которые тоже являются продуктом пчеловодства, но при этом еще и красивые. Денежные купюры как декор в пирамидах явно появились значительно позже.
Поток людей, входящих и выходящих не прекращается. Мы пробыли там несколько часов, а люди все шли и шли. На третий день поток сократился, но не сильно. Такое ощущение, что на праздник действительно съехались все, кто мог передвигаться, а кто не мог, тех принесли.
Мы тоже присоединились к празднующим, взяли по свечке и вокруг ступы обошли три раза, чтобы не отрываться от коллектива. Правда, поскольку мы были в джинсах, сверху пришлось надеть юбки. Их бесплатно раздавали дамам в брюках на входе в ступу. Юбки, кстати, довольно симпатичные. Мы сразу стали похожи на не очень хорошо одетых лаосок. И кстати, нас еще и накормили и напоили внутри каким то сладковатым напитком, который идентифицировать не удалось, но никаких негативных последствий для здоровья после не наблюдалось.
Еще несколько фотографий разных моментов первого дня фестиваля. Увы, фотоаппарат у меня был слабенький, поэтому многие фотки не в фокусе, да и цвета странные, но атмосферу, на мой взгляд, все равно удалось передать.
Вокруг ступы раскинулась огромная торговая ярмарка, где продают буквально все, от бутербродов до мотобайков. В принципе, ничего особенного, кроме того, что каждая торговая точка врубает на полную громкость музыку, а продавцы и промоутеры при этом соревнуются, кто из них громче орет в микрофон. Шум стоит адский. Я была на концерте группы Аэросмит, так вот, там было потише. У попавших сюда иностранцев в глазах читается выражение одновременно и ужаса и восторга, эмоции бьют через край.
Много интересных сцен можно наблюдать, если погулять по площадке.
Это охранницы. На входе на территорию всех слегка обыскивают, женская часть посетителей попадает в руки к этим девушкам.
Здесь рекламируют и продают какой то местный напиток. Судя по цветам и агрессивности маркетинга, по составу он ближе к жидкости для очистки чайников и слипается от него все.
Наш родной Билайн, который неплохо себя чувствует в Лаосе.
Перед вами походная фотолаборатория. Шустрые ребята делают семейные фотографии на фоне ступы, тут же их печатают и вставляют в рамочки. Услуга пользуется спросом.
А здесь какое то представление, но почему то исключительно для монахов.
И монахам ничто человеческое не чуждо, в том числе и шариковый тир.
А это феерическое фото меня с лаосским военным из охраны. Ребята, которые следили за порядком на празднике, были очень веселые и мне захотелось с ними сфотографироваться, такие, знаете, колоритные весельчаки с автоматами наперевес. Я попросила совместное фото, а они почему то заволновались, один из них куда то убежал и вернулся через 3 минуты с начальником, который пару слов понимал по-английски. Пришлось ему объяснять, чего я хочу, ну не уходить же теперь. Начальник был смущен, но не отказал, чему я страшно удивилась. Мы потом с ним долго раскланивались. Это была какая то нетипичная ситуация совместного фотографирования и до сих пор, когда я смотрю на это фото, меня разбирает смех.
Так закончился второй день фестиваля. А что было на третий день, я расскажу в следующем посте.